>

Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. Вып. 8

Актуальные проблемы теории и истории исполнительского искусства



Ред.-сост.: Бородин Б.Б.
Издательство: Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского, 2014
Количество страниц: 350 с.: нот.
Тираж: 100 экз.
ISBN 978-5-98602-089-1

В предлагаемом сборнике представлены статьи и материалы по проблемам теории и истории исполнительского искусства. Сборник состоит из шести разделов, каждый из которых отдан определённому аспекту названной тематики, – от статей обобщающего характера до работ практической направленности. В специальный раздел издания, посвященный 80-летнему юбилею Уральской консерватории, включены публикации об исполнительских и педагогических традициях вуза в сферах исполнительства на народных и духовых инструментах, а также в области музыкального театра. Авторами сборника являются преподаватели Уральской консерватории, а также представители других учебных заведений искусства из Екатеринбурга, Москвы, Челябинска, Кемерово, Краснодара и Гамбурга (ФРГ). Издание адресовано музыкантам-профессионалам и всем интересующимся проблемами музыкального исполнительства.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

Закс Л.А. Искусство – интонация – культура
Гаврилова М.В. Фигура музыканта-исполнителя с точки зрения аксиологии
Заитов Г.С. Искусствометрический подход в исследовании исполнительского творчества
Расковалова О.В. С. Рахманинов и Н. Бердяев: параллели между музыкой и философией начала XX века
Романова Л.В. Мифопоэтический финал Николая Сидельникова
Шерстов В.Н. Homo cantor – человек поющий

II. ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Бородин Б.Б. Парад транскрипций, или «Зачем Джоконде усы?»
Коробова А.Г. Мадригал в пространстве ренессансного музицирования
Меркулов A.M. Двенадцать типичных заблуждений, касающихся каденции солиста в XVIII – начале XIX века
Старикова А.В. О графическом способе обозначения педализации в «Рабочей книге» Г. Гальстона
Фролкин В.А. Размышления о Доменико Альберти

III. ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Беляев С.Е. Перечитывая труды О.А. Апраксиной
Задонский А.Я. Особенности работы над полифоническими произведениями И.С. Баха (на примере Прелюдии и Фуги фа минор из II тома ХТК)
Коблик П.И. Овладение искусством перевоплощения – важнейшая задача воспитания творческой личности в оперном классе
Макаренко А.В. Размышляя об аппликатуре
Меркулов A.M. Русская фортепианно-исполнительская школа или школы?

IV. К ИЗУЧЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО РЕПЕРТУАРА

Бородин А.Б. О Largo из концерта №5 (BWV 1056) для клавира с оркестром И.С. Баха
Газелериди Н.П., Кузьмина Н.С. «Шесть пьес» ор. 11 С.В. Рахманинова – к проблеме интерпретации
Задонский А.Я., Ковалева М.В. О пьесах М. Равеля «À la manière de…»…
Левитан Е.А. П.И. Чайковский. «Времена года»: к вопросу об интерпретации цикла
Резников Г.И. Фортепианный цикл К. Кацман «По Каслинскому павильону»: исполнительский анализ
Шкарупа В.Д. Синтез художественного и виртуозного начал в этюдах-картинах ор. 39 С.В. Рахманинова.

V. К 80-ЛЕТИЮ УРАЛЬСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Гареева И.В. Становление и развитие академического направления в исполнительстве на балалайке на Урале
Ивукин В.П. Из истории исполнительства на духовых инструментах: В.И. Щёлоков и Е.П. Матюшин
Коблик П.И. Из истории оперной студии Уральской консерватории

VI. IN MEMORIAM

Белоглазов С.Г. Драгоценные впечатления моей жизни
Макаренко А.В. О Татьяне Петровне Николаевой
Панкова Н.Г. Воспоминания о Москве и Московской консерватории 70-90 гг.

 

От редактора-составителя

Предлагаемое издание подготовлено кафедрой истории и теории исполнительского искусства Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, организованной в 2013 году с целью координации производимых в вузе психолого-педагогических, методических и историко-теоретических исследований в области музыкально-исполнительского искусства. Кафедра также призвана осуществлять творческие контакты с родственными структурными подразделениями других творческих вузов. Результатом этой деятельности стал данный сборник, составленный из статей преподавателей Уральской консерватории и материалов, предоставленных сотрудниками других учебных заведений Екатеринбурга, Москвы, Челябинска, Кемерово, Краснодара и Гамбурга (ФРГ).

Структура сборника состоит из шести разделов, каждый из которых отдан определённому аспекту истории и теории исполнительского искусства.

Первый раздел содержит статьи обобщающего характера. Культурологические вопросы музыкального исполнительства рассматриваются в публикациях Л.А. Закса, М.В. Гавриловой и В.Н. Шерстова. О.В. Расковалова прослеживает параллели между искусством СВ. Рахманинова и философией Н.А. Бердяева. В статье Л.В. Романовой даётся комплексный анализ последнего произведения Н.Н. Сидельникова «Лабиринты. — Роман-симфония в пяти фресках для фортепиано по мотивам древнегреческих мифов о Тесее», небесполезный для потенциальных интерпретаторов этого опуса. Г.С. Заитов раскрывает возможности искусствометрического подхода к явлениям музыкального исполнительства.

Второй раздел объединяет работы исторического плана. Совсем недавнему, но уже ушедшему в историю событию — московскому фестивалю Фортепианная транскрипция- история и современность» посвящена статья Б.Б. Бородина. А.Г. Коробова обозревает панораму бытования жанра мадригала в эпоху Возрождения, В.А. Фролкин рассуждает о роли Д. Альберти в истории европейского инструментализма, A.M. Меркулов повествует о традиции сольной каденции в XVIII—XIX веках, А.В. Старикова анализирует способы обозначения педализации, предложенные выдающимся австрийским пианистом Г. Гальстоном.

В третьем разделе рассматриваются различные вопросы педагогики музыкального образования — от наиболее общих (статья С.Е. Беляева о трудах О.А. Апраксиной, размышления A.M. Меркулова о русском пианизме) до частных: о работе над полифоническими произведениями (А.Я. Задонский), о педагогике в оперном классе (П.И. Коблик), об аппликатуре (А.В. Макаренко).

Четвёртый раздел включает работы в жанре исполнительского анализа, посвященные произведениям И.С. Баха (А.Б. Бородин), П.И. Чайковского (Е.А. Левитан), С.В. Рахманинова (Н.П. Газелериди, Н.С. Кузьмина, В.Д. Шкарупа), М. Равеля (А.Я. Задонский) и К.А. Кацман (Г.И. Резников).

Пятый раздел содержит материалы навстречу 80-летнему юбилею Уральской консерватории: об уральской школе игры на балалайке (И.В. Гареева), об известных трубачах В.И. Щёлокове и Е.П. Матюшине (В.П. Ивукин) и об истории оперной студии УГК (П.И. Коблик).

Завершает сборник раздел IN MEMORIAM, где публикуются краткие заметки С.Г. Белоглазова и А.В. Макаренко о выдающейся пианистке и педагоге Т.П. Николаевой, 90-летний юбилей которой отмечается в текущем году, и воспоминания о Москве и Московской консерватории Н.Г. Панковой.


  

©2021 "Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории"