>

Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. Вып. 9

Музыкальная наука в начале XXI века: достижения, проблемы, перспективы

сб. материалов Международной научной конференции, посвященной 80-летию Уральской консерватории и 175-летию М.П.Мусоргского 


Ред.-сост.: А.Г. Коробова (отв. ред.), М.В. Городилова
Издательство:
 Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского, 2015
Количество страниц: 417 с.: нот., ил.
Тираж: 500 экз.
ISBN 978-5-98602-097-6

Редакционная коллегия:
Коробова А.Г. (отв. ред.),
Городилова М.В. (ред.-сост.),
Бородин Б.Б.,
Полоцкая Е.Е.,
Романова Л.В.,
Серебрякова Л.А.

Издание содержит материалы Международной научной конференции, проходившей в Уральской консерватории 18-21 ноября 2014 г. и приуроченной к двум юбилейным датам: 80-летия вуза и 175-летия со дня рождения М.П. Мусоргского. В сборник вошли статьи, посвященные теоретическим и историческим проблемам современного музыкознания, вопросам музыкального образования и педагогики, а также публикации, связанные с историей Уральской консерватории и творчеством Мусоргского, имя которого носит этот музыкальный вуз.


СОДЕРЖАНИЕ

К ЮБИЛЕЮ УРАЛЬСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
Коробова А.Г. Восемьдесят лет консерватории на Урале
Шабалина Л.К. Первые 10 лет истории консерватории
Евдокимова Н.К. Научно-методическая работа в Уральской консерватории в 1950-е – начале 1960-х годов
Полоцкая Е.Е. Уральская консерватория от оттепели до перестройки
Бородин А.Б. От кабинета звукозаписи к студии «Урал». Исторический аспект
Басок М.А. Оперные постановки в Уральской консерватории: взгляд летописца и композитора
Ермаков А.А. Детские оперы для любительского театра композиторов – педагогов Уральской консерватории в контексте жанровых тенденций 1950-х – 2010-х годов на Урале
Абашеева Л.И. Роль УГК в формировании бурятской композиторской школы

К 175-ЛЕТИЮ М.П. МУСОРГСКОГО
Пинчуков Е.А. Глубокое исследование. Книга профессора Костарева о Мусоргском
Денисова-Купровская Е.О. Спирали истории: Мусоргский – Дебюсси – Денисов
Соломонова О.Б. Смеховой дуэт «М. Мусоргский – А. Бородин»: парадоксы «Могучей кучки»
Шабшаевич Е.М. Мусоргский в московской музыкальной жизни 1870-1910-х годов
Карабань М.Г. Ладовый ген звукового пространства Модеста Мусоргского
Карпенко В.Е. О вариационности у М.П. Мусоргского
Ярош О.В. Живописно-изобразительные свойства музыки М.П. Мусоргского как средство передачи эмоционально-психологического содержания
Цветкова Е.О. «Картинки с выставки» М. Мусоргского как музыкальный текст хореографической постановки (к проблеме пластической интерпретации небалетной музыки)
Романова Л.В. Педагогические аспекты «Детской» М.П. Мусоргского

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МУЗЫКИ
Пылаев М.Е. Некоторые вопросы периодизации истории европейской музыки в немецком музыкознании
Giuliani Marco. Verso una bibliografia musicale del XXI secolo: edizioni collettive, antologie e miscellanee nel repertorio di musica vocale profana italiana del XVI e XVII secolo. Indagini, classificazioni e ricerche sui libri di diversi autori
Джулиани М. Музыкальная библиография XXI века: коллективные издания, антологии и разрозненные издания, посвященные репертуару светской вокальной итальянской музыки XVI и XVII вв. Исследования, классификации и анализы книг разных авторов (перевод в сокращении М.В. Дворкиной и А.Г. Коробовой)
Тарасевич Н.И. «Assumpta est Maria»: мотет и месса Дж. Палестрины. К вопросу о тематических заимствованиях
Пылаева Л.Д. О понятии danse de caractère во французской музыке XVII – первой половины XVIII веков
Бочаров Ю.С. Барочная сюита: мифы и реальность
Зенкин К.В. Темповая драматургия в фортепианных сонатах Бетховена
Савинцева В.А. Вновь о «роли одного мотива в целой опере»: некоторые наблюдения над функциями тематизма в опере М.И. Глинки «Жизнь за царя»

2. МУЗЫКА XX ВЕКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
Долинская Е.Б. Заметки о музыкально-литературном слухе Сергея Слонимского
Девятова О.Л. Культурные пересечения русских и европейских духовных традиций в концепции «Реквиема» Сергея Слонимского
Милованова О.Э. Н.Я. Мясковский в контексте Серебряного века
Найко Н.М. Лирический герой четвертой симфонии Шостаковича: опыт художественной антропологии
Овсянкина Г.П. Роль цикла «Dante-симфоний» в творчестве Бориса Тищенко
Городилова М.В. «Звучащий крест» в музыке Николая Обухова. К проблеме «визуальной» гармонии
Приданова Е.В. Театральность в вокальном творчестве Чарльза Айвза
Власова Е.С. Коллективный балет «Четыре Москвы» Большого театра в эстетике советского музыкального искусства
Перепич Н.В. «Знамя алое – наша надежда и вера»: о славильных кантатах и ораториях конца 1950-х – начала 1980-х для детского хора
Синецкая Т.М. «Mather’s Lamentations» M. Зеленой – Ч. Айтматова как вневременной символ любви (из музыкальных редкостей репертуара челябинского камерного оркестра «Классика» под управлением Адика Абдурахманова)
Забегин И.В. Формообразующие возможности оркестра в музыке XX века
Фишер А.Н. Джазовые метаморфозы середины XX века
Фиденко Ю.Л. Песенный литургический гимн как феномен современной мессы
Безгинова И.В. Музыкознание и культурология: традиции и перспективы взаимодействия
Зайцева М.Л. Духовный синестикон как реальность религиозного и художественного мышления

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА
Адищев В.И. Историческое знание как источник развития современного музыкального образования
Костенок П.И., Безгинова И.В. Проблемы реорганизации вузов искусства и культуры в контексте региональной культурной политики
Ефимова Н.И., Асташев Д.А. Музыкально-теоретические дисциплины в контексте развития учебных предметов: европейский опыт реализации идеи гармонизации образовательной среды
Логинова Л.Н. Воспитание музыкального слуха в системе музыкального образования
Галло-Макарова Е. О музыкальном развитии детей в начальной школе Франции (на примере общеобразовательных школ департамента Приморские Альпы)
Поспелова Р.Л. И вновь о некоторых проблемах курса музыкальной формы
Шелудякова О.Е. Нравственно-воспитательные аспекты древнерусского певческого искусства
Шестакова О.В. О целевом компоненте образовательной концепции в специальных музыкальных школах для одаренных детей (из истории вопроса)
Байбикова Г.В. Коммуникативные умения педагога-музыканта: специфика, содержание, пути развития
Коротаев Л.А. Тематический модуль «Музыкальная культура Урала» на уроках музыки в общеобразовательной школе (из опыта работы)

IN MEMORIAM. ПАМЯТИ АВЕТА ТЕРТЕРЯНА
Рис Е. Авет Тертерян: попытка диалога 20 лет спустя
Саркисян С.К. Старинные театральные формы в опере «Землетрясение» А. Тертеряна


  

©2022 "Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории"