Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. Вып. 12
Актуальные проблемы теории и истории исполнительского искусства: сб. ст.
Редакторы: Б. Б. Бородин (ред., сост.), А. Б. Бородин
Издательство: Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского, 2016
Количество страниц: 259 с.: нот.
Тираж: 100 экз.
ISBN 978-5-9860208-9-1
ОТ РЕДАКТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ
Предлагаемое издание – третий сборник, подготовленный кафедрой истории и теории исполнительского искусства Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. В нём в целом сохранена структура и последовательность разделов, принятая в предшествующих выпусках (см.: Музыка в системе культуры : Науч. вестн. Урал. консерватории. Вып. 8. Актуальные проблемы теории и истории исполнительского искусства / ред.-сост. Б. Б. Бородин ; Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. Екатеринбург : УГК, 2014; Музыка в системе культуры : Науч. вестн. Урал. консерватории. Вып. 10. Актуальные проблемы теории и истории исполнительского искусства / ред.-сост. Б. Б. Бородин ; Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. Екатеринбург : УГК, 2015).
Первый раздел, посвящённый теоретическим вопросам музыкального исполнительства, открывается статьёй Б. Б. Бородина, в которой рассматривается воздействие культуры фортепиано на становление композиторского стиля С. С. Прокофьева. В статье А. М. Меркулова впервые анализируются в контексте музыкальной культуры 2-й половины XIX в. стилевые особенности недавно найденных каденций В. И. Сафонова (соч. 1879 г.) к клавирному концерту В. А. Моцарта d-moll KV 466 (№ 20). Раздел завершает исследование профессора Уральской консерватории Е. А. Рубахи (1952-2010), в котором на примере произведений Моцарта сравнивается трактовка понятий «быстрого» и «медленного» в музыкальной эстетике классицизма и романтизма.
Второй раздел включает эссе Н. Г. Панковой, рисующее творческий портрет известной пианистки Екатерины Георгиевны Новицкой, и впервые издаваемые фрагменты воспоминаний мемуарной книги выдающегося пианиста, педагога и учёного Г. М. Когана, подготовленные к печати профессором Московской консерватории С. В. Грохотовым. Памятная дата – 110-летие со дня рождения Д. Д. Шостаковича – отмечена выделенной в специальный раздел публикацией статей Б. Б. Бородина и И. В. Чуковской о фортепианных произведениях композитора, относящихся к экспериментальному периоду его творчества.
В разделе «Изучение исполнительского и педагогического репертуара» представлены работы преимущественно методической направленности: об особенностях интерпретации «Прелюдии и Токкаты» А. И. Пирумова (М. В. Гаврилова), о жанровых традициях русского мемориального трио (В. Е. Карпенко) и о работе над этюдами К. Черни в классе фортепиано (М. А. Краснова).
В структуру сборника введён новый раздел «Беседы с мастерами», содержащий интервью с выдающимся виолончелистом, профессором Уральской консерватории Г. Д. Цомыком (1914-1980) и с главным дирижёром Московского академического театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Ф. П. Коробовым.
Шестой раздел объединяет работы по педагогике музыкального образования. Ю. И. Бучуков делится своим опытом работы со студенческим духовым оркестром. И. Г. Сендерова повествует о личности и педагогическом мастерстве известного музыковеда Веры Михайловны Мезриной, многогранная деятельность которой оставила значительный след в музыкальной культуре Уральского региона.
В завершающем сборник традиционном разделе AD MEMORIAM публикуются материалы, связанные с музыкальной культурой Урала и Уральской консерваторией. Это воспоминания екатеринбургского композитора М. А. Баска о легендарном преподавателе эстетики Я. С. Тубине, заметки о валторнисте В. Н. Соколове (В. С. Гусельников), трубаче М. П. Вагине (В. П. Ивукин) и статья профессора С. Ф. Пешкова о своём учителе – Г. Д. Цомыке.
Помимо преподавателей и выпускников Уральской консерватории, представивших основной массив предлагаемых вниманию читателя публикаций, авторами данного сборника стали сотрудники Московской государственной консерватории, Российской академии музыки им. Гнесиных и Иркутского областного колледжа культуры.
Издание адресовано музыкантам-профессионалам и всем интересующимся проблемами музыкального исполнительства.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА
Бородин Б. Б. Фортепиано в жизни и творчестве С. С. Прокофьева (по материалам «Автобиографии» и «Дневника» композитора)
Меркулов А. М. Каденции В. И. Сафонова к Концерту Моцарта d-moll KV 466 в контексте фортепианного искусства второй половины XIX в.
Рубаха Е. А. Писал ли Моцарт медленные части?
II. ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
«Случилось так, что я родился...» (Из воспоминаний Г. М. Когана) (материал подготовлен С. В. Грохотовым)
Панкова Н. Г. О пианистке Екатерине Новицкой
III. К 110-ЛЕТИЮ Д. Д. ШОСТАКОВИЧА
Бородин Б. Б. Традиционное и новаторское в Первой фортепианной сонате Д. Д. Шостаковича
Чуковская И. В., Бородин Б. Б. К проблеме интерпретации фортепианного цикла «Афоризмы» (соч. 13) Д. Д. Шостаковича (аналитические и методические заметки)
IV. ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА
Гаврилова М. В. Особенности интерпретации Прелюдии и Токкаты ре минор А. И. Пирумова
Карпенко В. Е. Традиции фортепианного трио (соч. 50) П. И. Чайковского в отечественной музыке
Краснова М. А. Работа над этюдами К. Черни в классе фортепиано.
V. БЕСЕДЫ С МАСТЕРАМИ
Басок М. А. Герц Цомык: «Виолончель – очень романтический инструмент» (интервью с музыкантом)
Бородин А. Б. Феликс Коробов: «Мы служим музыке»
VI. ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бучуков Ю. И. Духовой оркестр в консерватории (размышления дирижёра)
Сендерова И. Г. Слово о любимом учителе
VII. AD MEMORIAM
Басок М. А. Яков Соломонович Тубин – «человек понимающий»
Гусельников В. С. Мастер уральской валторновой школы
Ивукин В. П. Михаил Петрович Вагин – «Карузо трубы»
Пешков С. Ф. О моём Учителе – Герце Давыдовиче Цомыке